вторник, 25 ноября 2014 г.

Формирование ориентировочной основы практики образовательными целями

Проблематике организации профессиональной практики студентов уделяется серьёзное место во всех ведущих вузах мира. В Армянском Государственном Педагогическом Университете им. Х.Абовяна она включена в стратегическую программу развития вуза. Общеизвестно, что в структуре любой деятельности выделяют: 1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности; 2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности; и 3) операции, с помощью коих деятельность выполняется.

Практическая деятельность состоит из тех же частей (цели и операции), которые фактически составляют  ориентировочную основу практики. По Гальперину, это система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Этот термин был введён его концепцией поэтапного формирования умственных действий.

Выделяют 3 типа построения схемы ориентировочной основы действия: при первом типе индивид имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; при втором – индивид ориентируется на полную систему ориентиров, которая либо предоставляется в готовом виде, либо составляется совместно преподавателем и учащимся; третий тип – это полная ориентация индивида уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на слагающие его единицы и на законы их сочетания. Ориентировочная основа такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала и формирование познавательной мотивации.

Мы полагаем, что в процессе профессиональной практики еще сложно говорить о третьем виде ориентировочной основы. Он может формироваться в более поздние этапы профессионального становления. По нашему, в годы вузовского обучения лучше всего будут применимы ориентиры 2-ого типа. При этом, на учебно-познавательной практике студентам могут быть даны готовые схемы, а на прикладной и заключительно-оценивающей практике эти схемы могут быть созданы совместным трудом студентов и преподавателей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий