вторник, 30 сентября 2014 г.

Общее концептуальное пространство как предпосылка адекватной социальной перцепции и эффективной социальной коммуникации

Как известно, коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия и по типу
отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникация; по средствам коммуникации — речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.). Однако, в центре внимания социальной психологии оказывается социальная коммуникация, которая рассматривается как “универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия”.

Неотьемлимой частью социальной коммуникации является социальная перцепия.   Под социальной перцепцией понимается “восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей, и пр.”. Термин был введен американским психологом Дж. Брунером “для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации и пр.”.
Адекватность социальной перцепции и эффективность социальной коммуникации, на наш взгляд, в первую очередь возможно обеспечить путем конструирования/развития у субъектов социального взаимодействия общего концептуального пространства.

Понятие “концептуальное пространство” шире чем понятие “семантическое пространство”. Семантическое пространство рассматривается как определенным образом структурированная система признаков, описаний объектной и социальной действительности. “Семантическое пространство – это часть концептосферы, которая получила выражение в помощью языковых знаков”. В то же время, единицей семантического пространства является значение, которое обеспечивает взаимопинимание в процессе коммуникации. А единицей концептосферы, концептуального пространства, является концепт, который есть единица мышления. В то время как значение отвечает за взаимопонимание, концепт обеспечивает осмысление действительности. Кроме того, концепт представляют собой результат отражения и познания действительности сознанием человека. И наконец, концепт – это внутренний детерминант поведения.

Адекватная социальная перцепция требует не только наличия общего семантического пространства у субъектов вовлеченных в процесс социальной коммуникации, но и нечто большего с феноменологической точки зрения, а именно – общего концептуального пространства. Общее концептуальное пространство представляет из себя некую концептосферу, в которую вовлечены индивидуальные концептуальные системы субъектов процесса социальной коммуникации. Общее концептуальное пространство предпологает у субъектов коммуникации наличие концептов конгруентных системе и друг-другу (концептосфере, общему конептуальному пространству). Конгруентность концептов обеспечивает в этом плане не только адекватность социальной перцепции но и познание/осознание действительности в рамках феноменологии и семантики данной концептосферы, т.е. с ее позиций. В этом отношении общее концептуальное пространство может не только сгенерировать новые концепты но и реконструировать существующие. Общее концептуальное пространство можно выявить и можно сконструировать искусственным образом и развивать целенаправленно.


Հոդվածի ամբողջական տարբերակն այստեղ

Հոդվածի հրապարակման տվյալները` 
Бегоян А.Н. Общее концептуальное пространство как предпосылка адекватной социальной перцепции и эффективной социальной коммуникации // Актуальные проблемы прикладной социальной психологии: сборник докладов I Материалы международной научно-практической конференции 27-28 декабря 2011г. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. – 376.: ил.; с. 207-209.

Комментариев нет:

Отправить комментарий